Компании, которые занимаются управлением многоквартирными домами, могут обязать до 1 мая 2015 года получить лицензии. В противном случае им придётся уйти с рынка. Такой законопроект на рассмотрение Госдумы внесла группа депутатов во главе с вице-спикером нижней палаты парламента Владимиром Васильевым. Из двух вариантов решения проблемы ЖКХ, правильного и лёгкого, опять выбирается последний.
Зампред Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев сообщил, что закон о лицензировании управляющих компаний (УК) в ЖКХ должен быть принят Госдумой до конца весенней сессии и может вступить в силу с июня текущего года. Он также указывал, что предусматриваетс
По словам министра, большое число недобросовестных управляющих компаний в ЖКХ – это один из главных вызовов для российских властей в отрасли. «Мы лицензии не любим, но, мне кажется, это та ситуация, когда просто нужно пройти через этот период. Вначале могут быть лицензии, а потом, когда уже возникнут нормальные управляющие компании, можно будет перейти к саморегулировани
Согласно законопроекту жильцы смогут пожаловаться на работу своей управляющей компании в Госжилинспекцию. Та проведёт проверку и, если обнаружит нарушения, выдаст предписание устранить их. Если предписание не будет выполнено в назначенный срок, руководитель УК получит административное взыскание – штраф до 500 тыс. рублей. После двух взысканий УК лишится права обслуживать дом. А если УК лишится более 15% обслуживаемого фонда, то Госжилинспекция в судебном порядке лишит УК лицензии, а её глава будет дисквалифицирова
Мечта управдома
Дьявол, как всегда, кроется в деталях. Прежде всего, кто и как будет выдавать лицензии? Чиновник? Но в своё время отмену лицензирования оправдывали именно тем, что чиновник не несёт личной ответственности за выданную лицензию. «Когда отменяли лицензирование, объясняли, как это плохо: ведь достаточно положить 1 тыс. долларов в карман чиновника – и через три дня лицензия у вас в кармане», – напоминает Надежда Косарева, президент фонда «Институт экономики города».
Вопросы вызывает и механизм лишения лицензии. Сегодня согласно Жилищному кодексу собственники жилья могут поменять управляющую компанию даже без претензий к её работе. К примеру, если нашли управдома подешевле. Единственное ограничение – договор с УК заключается на пять лет, что гарантирует компании возврат инвестированных средств. При этом граждане могут и жаловаться в Госжилинспекции, которые в последнее время довольно активно реагируют на недобросовестных управдомов.
Получается, что в случае принятия законопроекта у граждан права относительно смены УК даже сузятся: вместо решения общего собрания им придётся обивать пороги чиновничьих кабинетов. А уж там решат, стоит ли наказывать эту УК или нет. «Этим законом нарушается главная идея Жилищного кодекса, которому в этом году исполнится 10 лет: отношения УК и собственников жилья регулируются договорными отношениям между ними», – уверен Андрей Широков, председатель комитета по предпринимательс
Деньги из мусора
В том-то и дело, что граждане оказались беззащитны перед УК, возражает Светлана Разворотнева, председатель комиссии Общественной палаты по местному самоуправлению и жилищно-коммунал
При этом квалификационные экзамены, которые должны сдать управдомы, пока просто не на чем основывать – нет стандартов работы УК. И хотя сейчас, по словам замминистра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса, разрабатываются профессиональные стандарты, утверждаемые Минтрудом, вряд ли они помогут разобраться, почему, к примеру, в доме холодно: из-за недочётов в работе поставщика тепла или потому, что УК плохо подготовила дом к зиме? А как определить, насколько хороша уборка дома, если нет нормативов чистоты? А как определить, насколько адекватна стоимость услуг УК?
Впрочем, даже явно недобросовестные УК убрать с рынка не так-то просто. «У нас нет инструмента по уничтожению недобросовестных УК: мы им кулаком только можем погрозить, но их дома от них при этом никуда не уйдут», – сетует Вера Москвина, исполнительный директор СРО «Межрегиональная гильдия управляющих компаний в ЖКХ».
В самом деле, вот распространённая практика: в новом, с иголочки, доме вдруг заваривают мусоропровод. В итоге жители вынуждены носить мешки с мусором в переполненные, кишащие крысами мусорные контейнеры. И это обычная практика жуликоватых УК. Дело в том, что обслуживание мусоропровода – дело хлопотное и дорогостоящее. Его надо регулярно промывать, чинить, освобождать от мусора и т.п. А заварив его, можно деньги, предназначенные на это, положить себе в карман.
А что же общее собрание, скажете вы? Всё очень просто: УК давно научились фальсифицировать их итоги. Часто, впрочем, и этого не требуется: если дом изначально был муниципальным, в нём скорее всего до сих пор большая часть площадей принадлежит муниципалитету, с которым УК всегда договорится. А если дом построен коммерческим застройщиком, то тот предусмотрительн
Свои люди – сочтутся
«Ещё при принятии Жилищного кодекса было понятно, что общее собрание собственников ничего хорошего не выберет – либо останутся те же муниципальные эксплуатирующие конторы, либо мошенники», – уверяет председатель Комитета Госдумы по энергетике Иван Грачёв. «Надо просто ввести уголовную ответственность за подделку протоколов общих собраний», – добавляет Виктор Федорчук, эксперт по жилищному праву и ЖКХ движения «За права человека».
Однако самым простым, наверное, было бы внести поправку в Жилищный кодекс, запрещающую ухудшать нормативы оказания жилищных услуг. Ну и, разумеется, принять эти нормативы. Пока же, считает член-корреспонде
Но лицензирование не выход, тем более что лишение его предусмотрено по формальным признакам. К примеру, если три месяца не поступала плата поставщику услуги. Но за это не всегда отвечает УК, замечает эксперт. Зато ресурсоснабжающа
Возможен и другой вариант: под штрафные санкции могут попасть деньги, предназначенные для оплаты поставленных ресурсов, предупреждает Ирина Маликова, гендиректор АКЦ «Жилкомаудит».
Денежные потоки, кстати, немалые: около 4 трлн рублей в год сегодня составляет оборот в сфере ЖКХ, из них 25% приходится на жилищные услуги, то есть находится в обороте УК, подсчитал Павел Качкаев. «Понятно, что кому-то хочется оседлать этот поток», – переживает Вера Москвина. Противники лицензирования опасаются, что таким образом рынок ЖКХ будет поделён между «своими», причём качество услуг не улучшится, а собственники жилья лишаться права менять УК – его заменит право лишь жаловаться на них чиновникам. «У кого вы хотите отбирать лицензии, если рынок услуг УК захвачен лицами, аффилированными с мэрами городов и местными силовиками?» – возмущается Андрей Широков.
В Госдуме будут проведены парламентские слушания на тему лицензирования УК, и к моменту принятия закона все проблемы будут разрешены, успокаивает Павел Качкаев. К тому же лицензирование – лишь промежуточный этап, успокаивает Александр Козлов, первый замгендиректора НП «ЖКХ Контроль», через несколько лет, может, удастся запустить механизм контроля УК собственниками.
Вот только вряд ли кто в России верит, что есть что-то более постоянное, чем временное.