Счетчик закрутится по среднему

С 1 июня меняется система оплаты коммунальных услуг для тех граждан, у кого стоят счетчики на холодную и горячую воду, газ или свет. Если сейчас мы должны подавать показания приборов учета ежемесячно, то теперь эта обязанность с нас снимается. Чем это грозит рядовому потребителю, выясняла «Фонтанка».

Обязанность ежемесячно подавать данные индивидуальных приборов учета появилась в новых Правилах предоставления коммунальных услуг, которые вступили в силу с 1 сентября 2012 года. В предыдущей редакции правил это требование было размытым и не содержало конкретных сроков: там было просто написано, что при наличии счетчика мы должны оплачивать воду или свет в соответствии с его показаниями.

С 1 сентября 2012 года система оплаты следующая. В середине месяца мы получаем от управляющей компании квитанцию на оплату коммунальных услуг (в Петербурге 80% квитанций печатает ГУП ВЦКП). Если в квартире не стоят счетчики на холодную или горячую воду, то плата за эти ресурсы начисляется в соответствии с нормативом. Если же они есть, то в соответствующих ячейках вписываются их показания. Эти показания будут учтены при оплате воды в следующем месяце. Квитанции на оплату газа и электричества присылают «Петроэлектросбыт» и «Газпром Межрегионгаз Петербург» соответственно.

Если потребитель по какой-то причине не указывает показания, то, в соответствии с действующими правилами, в течение трех месяцев плата начисляется по среднему – то есть вычисляется средний платеж за предыдущий период. Наконец, если по истечении трех месяцев данные счетчиков так и не поступили, то расчет идет исходя из норматива, который установил комитет по тарифам Смольного. При этом впоследствии, когда потребитель наконец указывает показания, ему делается перерасчет: тому, кто заплатил больше, деньги возвращаются, а кто меньше – вынужден доплачивать. Отметим, правда, что «по среднему» этой зимой начисляли только поставщики электричества и газа: база ВЦКП была не готова к новой системе, и его сотрудники сразу выставляли плату по нормативу.

В апреле 2013 года, после многочисленных скандалов с коммунальной квитанцией минувшей зимой, федеральное правительство внесло в Правила предоставления коммунальных услуг изменения: был вычеркнут пункт, согласно которому граждане должны ежемесячно подавать данные счетчиков. Свою роль сыграло и решение Верховного суда РФ, принятое в начале апреля: обязанность регулярно отчитываться о потреблении коммунальных ресурсов отсутствует в Жилищном кодексе, а значит, незаконна.

Измененная версия Правил предоставления коммунальных услуг вступает в силу с 1 июня 2013 года. Это означает, что если в квитанцию, которую мы получили в мае, еще нужно вписывать показания приборов учета, то в той, которая придет в середине июня, – уже нет. То же касается и платежек «Петроэлектросбыта» и «Газпром Межрегионгаза».

Шуму много, изменений мало
Впрочем, эксперты указывают, что это лишь формальное изменение, так как все остальные нормы правил остались в силе. Дело в том, что если мы вдруг не подадим данные счетчиков, то в следующем месяце с нас по-прежнему возьмут по среднему. Только если раньше средний платеж взимался в течение трех месяцев, после чего начисления проводились по нормативу, то теперь этот период будет длиться шесть месяцев.

Правда, с 1 января 2015 года плата по нормативу будет несколько иной. Новой редакцией правил предусмотрено, что тогда начнут действовать корректирующие коэффициенты для тех граждан, у которых не установлены счетчики. Первые полгода 2015-го плата по квартирам без счетчиков будет больше на 1,1, во втором полугодии – на 1,2. А с 1 июля 2016-го ее станут автоматически увеличивать в 1,5 раза. Коэффициенты будут применяться и к тем квартирам, где узлы учета установлены, но данные по потреблению отсутствуют более шести месяцев.

Новым законом также предусмотрено, что раз в шесть месяцев представители управляющих компаний, «Петроэлектросбыта» и «Газпром Межрегионгаза» имеют право прийти в квартиру к гражданину и проверить показания счетчиков. Дальнейшие события будут аналогичны тому, как если бы собственник сам указал эти данные. Поставщик ресурса сделает ему перерасчет: если за время оплаты по среднему и по нормативу было внесено больше денег, то их учтут в будущих квитанциях, меньше – придется доплатить.

Как объяснили в жилищном комитете, в ведении которого находится  ГУП ВЦКП, база данных предприятия уже готова к выставлению счетов за холодную и горячую воду по среднему. Предполагается, что к оплате будет выставляться средний платеж за последние три месяца. Что касается «Петроэлектросбыта», то, как говорят в компании, этот период индивидуален для каждого пользователя. Если человек платит за электричество давно, то для расчета берется сумма за год, если меньше этого срока – то число месяцев, за которое есть показания.

Подводные камни
Несмотря на то, что, по сути, в системе оплаты коммунальных платежей мало что меняется, игроки рынка указывают, что инновации несут в себе ряд потенциальных проблем. Первая – усиление неразберихи с платежами. Как говорит заместитель генерального директора ООО «ПромИнвест» Дмитрий Стригуненко («ПромИнвест» владеет тремя городскими жилкомсервисами), управляющим компаниям придется постоянно делать мелкие перерасчеты, попутно объясняя недовольным гражданам, почему в одном месяце им была выставлена одна сумма, а в следующем – другая.

Увеличится и так называемый «кассовый долг» перед поставщиками холодной и горячей воды. Житель будет платить по среднему, а общедомовой счетчик учтет реальное потребление, и «Водоканал», «Теплосеть» и ГУП ТЭК выставят квитанцию именно по показаниям последнего. Понятно, что рано или поздно собственник внесет деньги за фактически использованную воду. Однако до этого отрицательная разница – в случае ее возникновения – будет считаться долгом управляющей компании.

29 мая 2013 г.

Максимальный минимум

До недавнего времени жильцы многоквартирного дома сами решали, какие работы проведут управленцы на общедомовом имуществе. Теперь перечень обязательных работ и услуг прописан в рамках закона.

Так называемый «минимальный перечень» умещается на девяти страницах печатного текста. Отказаться от какой-либо из этих работ или услуг собственники не имеют права. Соответственно, придется платить за все. Из этой статьи вы узнаете, что же федеральные власти посчитали обязательным к исполнению, и как в связи с этим изменится оплата содержания и текущего ремонта для жильцов.

Фундаменты и подвалы
Закон включает в себя несколько подразделов. Первый – работы по фундаменту зданий: проверка технического состояния; при выявлении нарушений — детальное обследование и составление плана мероприятий по устранению причин, а также проверка состояния гидроизоляции фундаментов и систем водоотвода фундамента. При выявлении нарушений — восстановление их работоспособности.

Если в здании есть подвал, то второй раздел тоже актуален, потому что в этом помещении будут проверять температуру и влажность, и при несоответствии нормативам – устранение нарушений, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение подвалов, а также мер, обеспечивающих вентиляцию; контроль за состоянием дверей подвалов и технических подполий, запорных устройств на них.

Стены и перекрытия 
У любого дома есть стены. Законодатели об этом тоже не забыли, и потому прописали в законе, что необходимо: выявлять несанкционированные изменения конструкций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств; следить, чтобы не появлялась коррозия, деформации и трещины в арматуре, а также в местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам из несущих и самонесущих панелей. В случае выявления любых повреждений, их необходимо устранить.

В четвертом разделе все, что касается перекрытий и покрытий в жилых домах: выявление прогибов и трещин, отслоений защитного слоя бетона и оголения арматуры, коррозии арматуры, смещения плит, отслоения выравнивающего слоя в заделке швов, следов протечек или промерзаний на плитах и на стенах, проверка состояния утеплителя, гидроизоляции и звукоизоляции.

Колонны и столбы
Пятый раздел посвящен колоннам и столбам: выявление потерь устойчивости, наличия, характера и величины трещин, выпучивания, отклонения от вертикали; контроль состояния и выявление коррозии арматуры и арматурной сетки, отслоения защитного слоя бетона, оголения арматуры и нарушения ее сцепления с бетоном, глубоких сколов бетона в домах со сборными и монолитными железобетонными колоннами; выявление разрушения или выпадения кирпичей, поражения гнилью, дереворазрушающими грибками и жучками-точильщиками, расслоения древесины, разрывов волокон древесины в домах с деревянными стойками; контроль состояния металлических закладных деталей в домах со сборными и монолитными железобетонными колоннами.

Крыши и чердаки
Далее – все, что касается крыш: проверка на отсутствие протечек, деформации и повреждений несущих конструкций, антисептической и противопожарной защиты деревянных конструкций, креплений элементов несущих конструкций крыши, водоотводящих устройств и оборудования, слуховых окон, выходов на крыши, ходовых досок и переходных мостиков на чердаках, осадочных и температурных швов, водоприемных воронок внутреннего водостока; проверка состояния защитных бетонных плит и ограждений, фильтрующей способности дренирующего слоя; проверка температурно-влажностного режима и воздухообмена на чердаке; контроль состояния оборудования или устройств, предотвращающих образование наледи и сосулек; осмотр потолков верхних этажей; проверка и при необходимости очистка кровли от мусора, грязи и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод, снега и наледи; окраска металлических креплений кровель антикоррозийными защитными красками и составами.

Лестницы и фасады

Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания лестниц, включают в себя: выявление деформации и повреждений, надежности крепления ограждений, выбоин и сколов; выявление трещин, коррозии арматуры, прогибов, нарушений крепления к балкам, наличие гнили и жучков-точильщиков в домах с деревянными лестницами.

По фасадам: контроль состояния и работоспособности подсветки информационных знаков, входов в подъезды, выявление нарушений гидроизоляции, восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами, восстановление плотности притворов входных дверей, самозакрывающихся устройств (доводчики, пружины), ограничителей хода дверей.

Такая же подробная инструкция дана законодателями по работам по другим частям зданий. Кроме того, в законе прописан перечень работ по содержанию домов – проверка исправности мусоропроводов, систем вентиляции и другое, а также детально расписание уборки общедомового имущества.

Мнения экспертов
Прокомментировать данное постановление российского правительства мы попросили иркутских экспертов в области ЖКХ. Руководитель ООО «ТехКонтроль» Александр Каменев считает, что этот документ, безусловно, расширит круг обязанностей управленцев, но, тем не менее, работать компаниям будет проще: «Зачастую мнение специалистов по перечню необходимых для здания работ не совпадает с видением собственников. Понятно, что жильцы при выборе набора услуг, во многих случаях опираются на финансовую составляющую вопроса. Тем не менее, если своевременно не проводить нужные работы, здание может утратить не только работоспособность, но и безопасность. Перечень дает предельную ясность для управляющих компаний в том, какие работы и в какие сроки нужно выполнять. И уменьшить этот список никто из соседей не имеет права».

Однако  увеличение объема услуг неизбежно повлечет за собой рост тарифов по содержанию  и текущему ремонту общедомового имущества. Главный  экономист СРО «Содружество ЖКХ» Олег Устьянцев считает, что расценки вырастут очень заметно: «Если сейчас содержание, к примеру, в 9-этажном доме стоит 17 рублей с квадратного метра, а в 5-этажном – 13 рублей с квадратного метра, то по предварительным расчетам, оно может составить около 100 рублей с каждого квадратного метра».

При этом Олег Николаевич подчеркнул, что платить по новым расценкам собственники будут только после перезаключения договоров с управляющими компаниями: «Тарифы остаются действующими на весь срок, определенный договором. Переход на минимальный перечень, утвержденный законом, будет происходить постепенно – когда срок действия договоров закончится, и настанет время для их перезаключения».

28 мая 2013 г.

Новогодний «сюрприз» подкорректировали

Все еще очень хорошо помнят, чем закончилась попытка введения с 1 января 2013 года новых нормативов на потребление горячей и холодной воды и водоотведение. В квитанциях появились отдельные строчки «индивидуальное потребление» и «общедомовые нужды», а в некоторых регионах в результате нововведений произошло заметное  увеличение квартплаты. Жители, естественно, выразили недовольство, президент прислушался к мнению населения и поручил правительству пересмотреть свои подходы к формированию новых нормативов и сделать так, чтобы это не вело к резкому повышению оплаты коммунальных услуг. И вот 16 апреля Правительство РФ издало Постановление № 344, которым вносит изменения в документы, на основании которых  производится формирование нормативов и расчет платы за коммунальные услуги. Какие изменения и в какие документы внесены, как все это скажется на принципах расчета квартплаты  нам помогает разобраться эксперт по экономическим вопросам СРО «Содружество ЖКХ» Анастасия Макеева.

— Должна сказать сразу: конкретные размеры нормативов потребления коммунальных ресурсов устанавливает регион, в нашем случае — областное правительство. Но принципы расчета квартплаты, правила формирования нормативов  заложены в документах федерального правительства. Так вот эти правила сейчас немного изменены. Постановление Правительства РФ № 344 от 16 апреля этого года  внесло изменения в правительственные постановления № 306 и № 354. Что касается изменений в ПП № 306, то, прежде всего, следует отметить, что из площади общедомового имущества исключаются технические помещения: подвалы, технические этажи, чердаки. Остаются площади лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа).  Эти изменения вступают в силу с 26 апреля 2013 года, именно на основании их Министерство жилищной политики Иркутской области будет определять конкретные размеры нормативов.

— Если из площади общедомового имущества исключаются технические помещения, значит размер норматива потребления коммунальных ресурсов на общедомовые нужды должен быть меньше, чем в том случае, когда технические помещения учитывались, как общедомовые?

Нет, не факт. Просто раньше данные о суммарном потреблении коммунальных ресурсов на конкретной территории делились на всю площадь дома, в том числе, на площадь чердаков и подвалов, а теперь этот же объем будет делиться на меньшую площадь. По правилам математики, размер нормативного потребления на 1 кв.м. от этого действия должен наоборот  увеличиться. При дальнейшем умножении полученного норматива, рассчитанного по новым правилам  на 1 кв.м. «общедомовой площади», на меньшую площадь (без учета чердаков и подвалов), размер платы за общедомовую нужду в абсолютном выражении  будет близок к тому, который был рассчитан по старым правилам. Изменения для каждого конкретного дома будут, так как норматив выводится усредненный, а площади у каждого дома свои, но в целом, если брать масштабы города Иркутска, думаю, ничего не изменится.

Вводимые изменения носят больше технический характер и делают расчет платы за общедомовые нужды более логичным.

— Расскажите поподробнее, что за коэффициенты вводят к нормативам,  и в каких случаях они будут применяться?

— Как уже не раз отмечалось, введение новых нормативов призвано стимулировать население к установке приборов учета, как индивидуальных, так и общедомовых.  Так вот, чтобы эффект был еще более стимулирующим к тем, кто не установил счетчики, норматив потребления коммунальной услуги (в том числе холодного и горячего водоснабжения на общедомовые нужды при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета) будет определяться с учетом повышающего коэффициента:

с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. — 1,1;
с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. — 1,2;
с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. — 1,4;
с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. — 1,5;
с 2017 года — 1,6.

Как видите, график введения повышающих коэффициентов довольно щадящий и дает собственникам время на установку приборов учета, но только до 2015 года. Потом норматив будет неизменно, каждые полгода,  увеличиваться. При этом (внимание!) разница от применения повышающих коэффициентов должна направляться управляющей компанией на энергоэффективные мероприятия, другими словами, на текущий ремонт дома либо, если это решат собственники — на установку индивидуальных приборов в квартирах, не оснащенных таковыми. Применяться повышающие коэффициенты начнут с 1 января 2015 года.

— О каких еще изменениях стоит знать?

— Внесены изменения в Постановление Правительства РФ № 354, на основании которого 1 января 2013 года вводились новые нормативы.  Изменений достаточно много, большинство из них в пользу потребителя. Остановимся на тех, которые вступают в силу с 1 июня 2013 года. Например, исключен пункт, в котором была прописана обязанность предоставлять показания индивидуальных приборов учета с 23 по 26 число. Это было очень неудобно и для жителей, и для управляющих компаний, создавало аврал и ажиотаж в определенные дни. Теперь порядок приема показаний ИПУ у каждой управляющей компании может быть свой, он должен быть прописан в договоре управления многоквартирным домом. Много нареканий было от жителей по поводу частых, по их мнению, проверок  показаний счетчиков управляющими компаниями. Теперь такие проверки УК могут осуществлять не чаще 1 раза за полгода.

— Что-нибудь изменилось в отношении так называемых «общедомовых нужд»? Ведь большая часть недовольства людей была вызвана именно начислением платы за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды?

— Понятие «общедомовые нужды» остается, и такая строка в квитанциях будет. Но правительство пошло навстречу потребителю. Например, исключена плата за общедомовые нужды для услуги водоотведения.  Плата за отопление не будет делиться на плату за индивидуальное потребление и плату за общедомовые нужды (т.е. плата за отопление должна предъявляться жителям без разделения). Кроме того, установлено, что объем коммунальной услуги на общедомовые нужды не должен превышать норматив на ОДН. Исключение – если жители на общем собрании сами решили это превышение делить между собой пропорционально площади квартир.

— В Постановлении Правительства РФ № 344 есть и изменения, которые касаются так называемых «резиновых» квартир.

— В пользу добросовестного потребителя жилищно-коммунальных услуг, а значит,  и абсолютного большинства нашего населения, приняты  изменения, которые дают право управляющей организации устанавливать фактическое количество граждан, проживающих в квартире, не оборудованной приборами учета и составлять акт об установлении количества таких граждан. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписи – не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома и в течение 3 дней направляется управляющей организацией в органы внутренних дел или федеральную миграционную службу для привлечения собственника квартиры и временных жильцов к административной ответственности (штраф от 1 500 до 2 500 руб.). На основании протокола об административном правонарушении управляющая компания может произвести доначисление за потребленные коммунальные ресурсы.  То есть управляющие организации получили возможность решить проблему «резиновых» квартир, в которых зарегистрирован один хозяин, а фактически проживает пять-шесть квартирантов. Раньше такой возможности не было, за  ресурсы, потребленные такими квартирами, расплачивались добросовестные соседи по дому. Изменения в Постановление Правительства РФ № 354, о которых мы рассказали,  вступают в силу с 1 июня 2013 года.

Беседовал Андрей Владимиров

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.